МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Конспект  урока развития речи в 9-м классе
«Искусство быть другим» учителя русского языка  и литературы Романовой Ирины Анатольевны
ГБОУ гимназии №622 Выборгского района Санкт –Петербурга

Технологии:  - технология развивающего обучения,
           - игровая технология,
          - проблемное обучение,
                        - технология ИКТ,
                        - педагогика театра.

Цели:
·        обучающая:объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям,
·        развивающая: развить в детях коллективный поиск, возможность каждого проявить свои знания, артистизм; развить умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развить самооценку, самоконтроль, самообразование,
·        воспитательная: воспитывать любовь к окружающим людям, сочувствие, сострадание, сопереживание; воспитание уважения к товарищам (навык слышать и слушать друг друга), отдачи своих знаний другим, внутреннего интереса к интеллектуальному труду.
Оборудование: ИКТ, компьютер, мультимедийная доска
Средства наглядности: эпиграф к занятию:
                                       Нам не дано предугадать,
                                       Как слово наше отзовется,
                                       И нам сочувствие дается,
                                       Как нам дается благодать…

                                                        Ф. И. Тютчев
таблички с толкованиями слов:
СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека (С. Ожегов.Словарь русского языка).
СОЧУВСТВИЕ -  отзывчивое отношение к чужому чувству, участие
(С. Ожегов.Словарь русского языка).
ЭМПАТИЯ – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
АЛЬТРУИСТ – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
ЭГОИСТ
Советы Д. Карнеги:
1.     Высказывайте свое одобрение людям
2.     Улыбайтесь!
3.     Придерживайтесь дружелюбного тона.
4.     Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.
Выставка книг: (Вл. Леви, Д. Карнеги, А. Сент-Экзюпери и др.)
ХОД УРОКА:
Здравствуйте, ребята!      
Я рада видеть вас. Надеюсь, что наше занятие будет для вас интересным и полезным. Оно пройдет в форме общения. Я назвала его   «Искусство быть другим». Почему так, вы узнаете немного позднее.
         А сейчас обратимся к анкетам. Вам были предложены вопросы: 1.Что такое, по – вашему, искусство общения? 2.Талант общения, дар общения. Что это такое?
            Вы почти все считаете, что  искусство общения – это умение общаться с людьми, а дар общения – это умение пользоваться речью, т.е. вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета. Видимо, вы исходили из того, что язык – главное средство общения. И в этом я с вами согласна, но… сначала послушайте два отрывка: 1.Отрывок из романа Л. Н. Толстого

«Война и мир» (т. I, ч.1, гл. XVII)   2.Отрывок из повести В. Железникова «Чучело» (гл. 5) .
·        О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?   
Вы видите, что дар общения -  это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Все это мы определяем одним словом ЭМПАТИЯ. Вот об эмпатии мы и поведем речь сегодня. Мы должны узнать, от чего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научиться сочувствию.
·        А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим.
Для начала текст – задача про кролика. (работа в группах)
Кролик жил на двадцатом этаже. Каждый день он поднимался на лифте до десятого этажа, а оттуда шел вверх пешком. Почему? (учащиеся выдвигают свои версии).
Кролик мал ростом и мог дотянуться только до кнопки десятого этажа.
Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами. А мы обычно делаем наоборот: ставим кого-то на свое место. Мы думаем, что могло бы заставить нас самих поступить таким образом.
Многое мне рассказали ваши сочинения на тему «Самый несчастный день».
Шесть человек считают несчастным днем, когда они получили двойку.
Восемь человек – когда испытали чувство страха или боль (болезнь, несчастный случай, травма).
Три человека несчастливы, когда их лишают каких-то удовольствий (поездки, прогулки, компьютера, рыбалки).
 Двенадцать человек несчастливы от того, что было плохо не им, а кому-то рядом с ними (гибель любимого животного, болезнь близкого человека, внезапный отъезд друга).
Я могу сказать определенно, что эти двенадцать человек способны на высокое чувство – сострадание.  
У А. С. Пушкина есть стихотворение «Элегия» (1830 г.) Послушайте отрывок из него. Вдумайтесь: у Пушкина жить – это мыслить и страдать.
·        Почему он ставит рядом эти два слова?
Испытывать боль, страх, холод и голод может и животное, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветленное разумом мучение. Оно будит в нас способность к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек – лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь – и все это во имя жизни.
·        Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию?
Да, можно. Может быть, вам помогут два правила:
Правило 1: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как «искусство быть другим», т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать.
Упражнение №1 сочинение – миниатюра «Аквариум глазами
                          1 группа – его хозяина,
                          2 группа – рыбок,
                          3 группа – хозяйского кота.
Упражнение №2 – улыбнитесь, как улыбается
                           1 группа – очень вежливый японец,
                          2 группа – собака своему хозяину,
                          3 группа – кот на солнышке.
Упражнение №3 - не сходя со стула, посидите так, как сидит
                          1 группа – председатель экзаменационной комиссии,
                          2 группа – пчела на цветке,
                          3 группа – наказанный Буратино.
Правило №2 в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.
Один из великих шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я в него должен влюбиться. Да, влюбиться и в его стиль  игры, и в характер, т.е. и как в человека. Последнее, конечно, труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю».
Научиться любить людей трудно, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает Владимир Леви. Но сначала скажите мне, как можно выразить свое доброе отношение к людям? (поступком, жестом, мимикой, словом).
«Давайте говорить друг другу комплименты», - сказал Б. Окуджава.
·        Попробуем провести аукцион «Кто больше знает слов благодарности?  Извинения?»
Ну а теперь способ, предложенный Вл. Леви:
попробуйте добровольно войти в роль АЛЬТРУИСТА. Поживите чуть-чуть в роли Доброго Ангела. Исключительно ради себя это время посвятите не себе, а кому-то другому. Не ждите ни благодарности, ни похвал, - более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. Попробуем? Итак, «Альтруист на минуту».
·        Выразите свое доброе отношение к присутствующим. Одну минуту побудьте в роли Доброго Ангела.
Домашнее задание «Альтруист на день». Сравните пережитое состояние с вашим обычным.
У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых «Маленький принц». Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности.
·        Подумайте, как автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что «самого главного глазами не увидишь», что  «зорко одно лишь сердце».
Запомните, пожалуйста, это.
·        А сейчас – ситуация. Я хочу проверить, научил ли вас чему-нибудь наш сегодняшний урок. (Учитель читает письмо). Учащиеся в группах обсуждают ответ.
Л. Н. Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие». Сочувствие великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (Обращение к эпиграфу урока, слова Ф. И. Тютчева).
Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста. Бесчувственным кажется, что им хорошо, но это только им кажется.




                                                                                    Романова Ирина Анатольевна
                                                                                     ГОУ гимназия №622
                                                                    Выборгского района Санкт-Петербурга

Тема выступления «Развитие интеллектуальной, духовно – нравственной, волевой сферы ребенка, физического состояния на уроках русского языка в средней школе». (Система развивающего обучения Л. В. Занкова.)

Дидактические принципы системы развивающего обучения Л. В. Занкова:
1.      Обучение на высоком уровне трудности.
Обучение нацелено на зону ближайшего развития ребенка, развивается мыслительная деятельность детей: ученик на уроке думает, сопоставляет, анализирует. Каждый может сказать на уровне своего развития.
2.      Ведущая роль теоретических знаний.
Дети должны открыть понятие, наблюдая различные закономерности.
3.      Обучение быстрым темпом.
Быстрое продвижение вперед программного материала. На каждом уроке дети получают новую порцию знаний, анализируют, думают.
4.      Осознание процесса обучения.
 Самооценка, самоконтроль, самообразование. Формируется интерес к учебе.
5.      Работа на уроке над развитием всех детей (сильных, средних, слабых).
Цель: развитие интеллектуальной, духовно – нравственной, волевой сферы ребенка, физического состояния.
·         Учитель – организатор, а не информатор.
На уроке учитель создает условия для осознания детьми терминов, понятий; для продвижения детей в осознании действий, умений; для развития процесса наблюдения, анализа, выделения существенного для получения конечного результата, обобщения и классификации, самостоятельного вывода с применением научной терминологии.
Урок начинается без организационного момента, прямо с задания. Звучит общий вопрос: «Посмотрите на доску. Что можете сказать? Прочитайте слова, разделите на группы, обоснуйте».
·         Ученик – главная движущая сила урока.
Стержень урока – деятельность ученика на протяжении всего урока. Учитель имеет право говорить последним.
·         Вид деятельности – продуктивный, поисковый.
Учитель дает ученику право на творчество, поиск знаний.
·         Создаются условия для развития всех детей.
Каждый ученик на уроке имеет право высказать свое мнение. Это дает возможность воспитывать в ребенке взаимное уважение к товарищам, умение слушать и слышать; пробуждает внутренний интерес к интеллектуальному труду.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Идеи развивающего обучения Л.В. Занкова универсальны по той одной причине, что нацелены на общее развитие, на формирование самостоятельно мыслящей личности. Воспитать такую личность невозможно без достаточно развитых памяти и внимания, умения логически мыслить, т.е. сравнивать и обобщать. Пригодятся и воображение, нестандартное мышление.
                Предлагаю ряд упражнений по теме «Введение. Роль языка в нашей жизни», направленных на привитие интереса к учению, расширение познавательного диапазона, формирования пытливого ума учащихся. В них запрограммирован обучающий, познавательный и воспитательный эффекты.
ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ЯЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
УПРАЖНЕНИЕ №1
ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧКИ
Встретились на улице Пешкин и Держихватай.
- Здравствуй, - поздоровался Пешкин.
- Привет! - разулыбался Держихватай.
- Спасибо за помощь, - говорит солдат.
- Это за какую? – удивилась ворона.
- За то, что уму-разуму научила, всякие «вежливые» слова мне открыла. Я теперь всегда ими пользуюсь. Жить стало веселей.
- Пожалуйста! – Держихватай в ответ. - Вот держи-хватай на здоровье еще слова: доброго пути, будьте здоровы!
А вы, ребята, употребляете такие добрые слова?
А какие еще «вежливые» слова знаете?
·         Совет ПОМОГАЯ
Язык – удивительное творение природы. Учитесь чувствовать и понимать слово, беречь его и любить. Это ваш родной язык.

УПРАЖНЕНИЕ №2
Списать слова
Каждое слово имеет свой вес, звук, объем, значение, цвет… Постарайтесь увидеть его цвет. Закрасить слово в тот цвет, каким вы его представляете.
Мяч, луч, подсолнух, радуга, здравствуйте.

УПРАЖНЕНИЕ №3
Расставить ударение
Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной.
                                                     П. Вяземский
1. Просклонять слово «язык». 2. Составить однокоренные с ним слова. (Языковый, языкастый, языкатый, язычник, языческий, языковед, языкознание…)




УПРАЖНЕНИЕ №4
Прочитать и озаглавить текст
Дорога к письменности была длинной и трудной. Все начиналось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых из них обитали медведи.
Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это  были царапины, которые сделали звери, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.
Так и возникла дорога к письменности (87 слов).
                                                                                         По Л. Лыжовой.
Придумать свою сказку на тему «Откуда письменность пошла».


УПРАЖНЕНИЕ №5
Прочитайте
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
Знаете ли вы, чем внутренняя речь отличается от внешней? Правильно, внутренняя речь – это речь «про себя», когда мы думаем. Но интересно, что в процессе ее происходят скрытые движения речевого аппарата  - язык и гортань движутся.
Внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя. Она фрагментарна, сжата, свернута, лишена избыточности. При помощи внутренней речи человек планирует и корректирует свои действия. Она активно участвует в сложных видах интеллектуальной деятельности, которые иначе называют еще «умственными действиями».
Во внутренней речи используются как слова, так и образы, схемы.
1.       Посчитайте, сколько глаголов в этом тексте. (10).
2.       Что такое внешняя речь и чем она отличается от внутренней?

УПРАЖНЕНИЕ №6
Списать
1.Язык так же древен, как и сознание. (К. Маркс). 2. Основная функция языка – средство общения людей. 3. При помощи языка также формируются, выражаются и сообщаются мысли. 4. Язык проявляется в речи. 5. В языке эскимосов более 20 названий льда в зависимости от его состояния: крепости, особенности образования (береговой или морской) и т.п. (Л. Баранникова).
1. Разобрать два предложения  по членам. 2. Придумать на тему «Язык» рассказ из 4-6 предложений.
Образец:
«БРИТВА»
Язык может быть острее бритвы. Попади хозяину такого на язычок – света белого не взвидишь. И уколет, и ущипнет, и пощекочет, и самолюбия твоего не пощадит. В народе про таких говорят – острословы.

УПРАЖНЕНИЕ №7
Восстановительный диктант. Выписать глаголы, а затем восстановить по ним текст.  Озаглавить текст.
1.Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. (М. Ломоносов). 2. Определяйте значение слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений. (А. Пушкин). 3. Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей. (Н. Чернышевский).

УПРАЖНЕНИЕ №8
Расшифровать высказывание Н. Карамзина.
2 16 4 1 20 19 20 3 16       33 9 29 12 1                    6 19 20 28
2 16 4 1 20 19 20 3 16       14 29 19 13 6 11
(Ответ: богатство языка есть богатство мыслей.)

УПРАЖНЕНИЕ №9
Распределительный  диктант
Все слова распределить в столбики по членам предложения.
Русский, белорусский и украинский языки – самые близкие родственники. Поэтому неудивительно, что русский легко поймет речь белоруса или украинца, украинец и белорус не будет иметь затруднений с русской речью. (29 слов)
К какой из трех ветвей славянских языков относятся русский, украинский и белорусский языки? (Ответ: к восточнославянской.)

=========================================================

                         Урок-КВН по литературе 
                                              5 класс
                  «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

                                                                          Романова Ирина  Анатольевна,
                                                                учитель русского языка и литературы
                                                                ГОУ гимназия 622 Санкт- Петербурга

Цели: обобщение и систематизация знаний, обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся; развитие творческих способностей, коммуникативных умений; развитие умения осмысливать прочитанное, выявлять нравственную позицию автора произведения и способы её выражения; формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса.
Оборудование и оформление: выставка книг; выставка рисунков учащихся на тему «Мои любимые сказки»; музыкальное и презентационное сопровождение; электронные карточки-задания; реквизит к инсценированию; эпиграф к уроку:                                 
                                        Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
                                                                                                     А. С. Пушкин.

                                                                                                                                                         
                                                                                ХОД УРОКА

     Дорогие друзья! Сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие в сказку в клубе веселых и находчивых. (Звучит песня В. Шаинского «Мы начинаем КВН...»).
     Прозвучала песня В. Шаинского, и мы, как в сказке, перенеслись в другой мир. Мир веселья, шуток, где побеждают умные и находчивые, как в сказке. Вы готовы? Сейчас проверим. Не забыли взять с собой юмор, смекалку, улыбку, шутку? Посмотрите в карманах, может, кто-то их оставил. Так еще есть время, чтобы исправить ошибку. Поехали!
     В путешествие в сказку отправляются три команды. Сейчас мы с ними познакомимся, и, надеюсь, команды поприветствуют вас, мы узнаем их названия.
     Первый конкурс (Приветствие команд, представление и защита эмблемы)
    Я хочу вам представить жюри, которое подведет итоги приветствия команд и даст оценки первой части домашнего задания — конкурсу рисунков «Моя любимая сказка».
     А пока жюри работает, мы проведем конкурс — разминку «Знаешь ли ты?».
    Вы должны в ответе сказать, какая это сказка, литературная или народная. (Задаются по два вопроса команде. Например: 1. Кто и с кем устроил дележ: «Твои вершки, а мои корешки?» 2. Героине какой сказки понадобилось ведро воды, чтобы победить злую волшебницу? Ее имя? 3. В какой русской  сказке от брошенной щепки избушка вся зашаталась? И др.).
     Четвертый «Конкурс эрудитов» (По одному человеку от каждой команды). Работа производится на ноутбуках с электронными карточками.
         Задание: соотнести название сказки и ее автора.
     Теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие (слово жюри).
      Ребята, сегодня на адрес школы пришло письмо, которое мне вручили утром. (Вскрываем конверт, читаем письмо: «Дорогие ребята! Приглашаем вас в сказочный театр. Ваши сказочные герои»).
        Вы согласны? Итак, мы идем в театр. А как нужно вести себя в театре? (Отвечают ребята). А артистами будете вы сами.
      Пятый «Конкурс театральный» (Второе домашнее задание — инсценирование сказок: первая команда инсценирует народную сказку, вторая — русскую литературную сказку, третья — зарубежную литературную сказку).
       Вы, наверно, все помните слова из «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Каждая команда после инсценировки отвечает на вопросы: «Какой же жизненный урок дает вам ваша сказка? Чему учит?»
    Шестой «Конкурс практиков» (звучит аудиозапись сказок). Каждой команде задается вопрос: Из какой сказки прозвучал отрывок? Кто автор? Что можно сказать о характере героев?
Жюри подводит итоги.
    Седьмой «Конкурс капитанов» (Вопросы теоретические и практические). Перед капитанами стоит трудная задача. Перед ними ряд предметов:
веретено -  (Ш.Перро «Спящая красавица»),
зеркальце - (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»),
горшок — (Братья Гримм «Горшок каши»),
полено — (А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»),
ромашка -  (В.Катаев  «Цветик-семицветик»),
связка ключей, на одном из них темное пятно — (Ш.Перро «Синяя борода»),
лампа -  (арабская сказка «Волшебная лампа Алладина»),
горошина — (Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)
      Задание № 1. Определить, из какой сказки представленные предметы, назвать автора.
      Задание № 2. Ответить на вопросы:
Команда № 1. 1) Что такое сказка? 2) Как начинается «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина?  Команда № 2. 1) Кто был создателем сказок? 2) Назовите три чуда из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина? 
Команда № 3. 1) Чем отличаются литературные сказки от народных?
2) Сколько раз в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина князь Гвидон летал в    царство царя Салтана и в кого превращался?
      Задание № 3. Вытащив карточку, на которой изображен сказочный герой, надо изобразить его с помощью жестов, движений, чтобы команда догадалась, что это за герой.
       Восьмой «Музыкальный конкурс» Исполнить песню из любого фильма-сказки.
Жюри дает оценку.
      Девятый «Конкурс теоретиков» (Вопросы всему классу, кто ответит.)
1. Каково построение сказки?
2. Какие народные мечты и надежды отразились в сказках?
3. Какие чудеса волшебных сказок стали действительностью?
Итог-обобщение
     Дорогие друзья! Вот и подошло к концу наше путешествие по стране сказок. Оно помогло нам вспомнить, что такое сказка, поговорить о народных и литературных сказках, их построении, вспомнили их авторов, героев, порой веселых и озорных, порой хитрых и осторожных, узнать их характеры.
      Мы подвели итог наших знаний о сказке. Именно сегодня, как это не грустно, мы расстаемся со сказкой. Хочется верить, что сказки будут рядом с вами на протяжении всей жизни. Хочется еще раз обратиться к словам А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». И сегодня мы не прощаемся со сказкой, а говорим ей: «До свидания!»
     Жюри подводит итоги
•    Призы команде-победителю.
•    Приз лучшему капитану.

Оригинал статьи на сайте http://www.centrkanon.ru/ Сборник "Международная школа качества"

========================================================


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
"ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ" 







































































































Комментариев нет:

Отправить комментарий