РАБОТЫ ДЕТЕЙ

                                                                                         
                      

                                                                                                                

Михальчук Юрий
12 лет


Мой прадедушка.


Мой прадедушка, Селин Дмитрий Иванович, участвовал в Великой Отечественной войне.
К сожалению, я никогда не видел своего прадедушку.  Он умер до моего рождения. О нем мне рассказали прабабушка, бабушка, мама.
Селин Дмитрий Иванович родился 15 февраля 1918 года в селе Свободная Дубрава Ливенского района Орловской области. В 1940 году был призван Никольским военкоматом на воинскую службу. А в 1941 году началась война. Во время войны мой прадедушка был командиром 57 противотанковой батареи артиллеристов 82 механизированного полка. Мой прадедушка участвовал в битве за высоту "Огурец".
Высота 194,0 в оперативно-тактических документах именуется как высота "Огурец" за свою схожесть по конфигурации на карте.
Сразу после занятия высоты немцами ее пытались отбить. Но наспех подготовленные операции результатов не дали. Гитлеровцы создали здесь сильно укрепленный узел сопротивления.
 Высота стала местом ожесточенных боев с декабря 1941 по январь 1943 года.  В общей сложности, за три года в боях за высоту пало почти 5000 человек. Во время боев за высоту "Огурец" мой прадедушка получил ранение в руку осколком вражеского снаряда. Высоту части 74 стрелковой дивизии 13 армии генерала Пухова взяли лишь 28 января 1943 года.
Сейчас на высоте "Огурец" установлен мемориал в память о погибших солдатах.
Прадедушка прошел всю войну. Он демобилизовался в апреле 1946 года. Дмитрий Иванович получил орден Отечественной Войны I степени, награжден медалью "За отвагу" и медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне".
Это были очень тяжелые испытания для молодых ребят. Пережить те сложные дни им помогла дружба, вера в победу, вера в любовь. Ведь в родной Свободной Дубраве прадедушку ждала моя прабабушка Анастасия Федоровна. Дмитрий Иванович вернулся с войны, и они прожили счастливую жизнь вместе. Но тяжелые воспоминания о войне навсегда останутся в наших сердцах. Спасибо моему прадедушке, Селину Дмитрию Ивановичу, и всем ветеранам за победу и мирное небо над головой!


                            


ГБОУ гимназия N622
Выборгского района
Санкт-Перебруга

 Котик Мария 
12 лет
                
                                                                                                            

     Воспоминания моей бабушки о Великой Отечественной войне.


 Когда началась Великая Отечественная война  , моей бабушке исполнилось  4 года . Она жила в небольшом селе на востоке Украины. Эту территорию очень скоро заняли фашистские войска, и у них дома разместили немецких солдат . Это были простые люди , очень уставшие , которых война разлучила со своими семьями и домом . Было видно , что они очень скучают по своим детям . Солдаты вели себя очень дружелюбно по отношению к бабушке и ее маленькому братику , часто сажали их к себе на колени и угощали сладостями . Вскоре вместо солдат в доме поселился офицер . Он был очень важный и сердитый . Из большого кожаного чемодана он доставал хлеб , намазывал толстым слоем масло и варенье , клал ноги на табурет и ел , не обращая внимания на детей. Они подглядывали за ним из соседней комнаты  , но он так ни разу их и не угостил .
Когда  фашисты отступали  , офицер в спешке оставил целую буханку хлеба , и бабушкина мама разделила ее на маленькие кусочки , чтобы хватило для своей семьи и всех ближайших соседей .
Вкус этого хлеба бабушка запомнила на всю жизнь. И еще она запомнила, как страшно и жутко маленькой девочке  , когда под ногами горит земля , гибнут близкие люди .
Сейчас моей бабушке почти восемьдесят лет, а на ее родине опять рвутся снаряды . Неужели люди забыли ужасы войны?




ГБОУ гимназия N622
Выборгского района
Санкт-Перебруга

Вторников Сергей


МОЙ ПРАДЕД


Когда началась война, моему дедушке Толе было три года. Его папу, Мурашкина Павла Факеевича, призвали на фронт, в сапёрную часть. Его отряд базировался в лесу. Ночью он с товарищами делал вылазки для заминирования подходов к лагерю. А когда надо было делать прорыв в оцеплении врага, его отряд обезвреживал фашистские мины.
С фронта прадедушка Павел писал домой письма жене Елене и двум сыновьям. Конвертов не было, и письма складывали треугольником. Дедушка Толя бережно хранит письма своего папы. Одно из них мы читали. Прадедушка писал его 5 апреля 1943 года,  72 года назад! Мама аккуратно развернула фронтовой треугольник. Сразу представилось, как дедушкин папа писал его, сидя в землянке или в блиндаже. Бумага уже потрепанная, старая, написано химическим карандашом:
            «Лена, пропиши, в чём ходят сейчас наши дети, в чём одеты и обуты. Пропиши, как Толя, болеет или нет. Я о нём очень соскучился. Когда шли с ним с прогулки, я ему сулил привезти коня. Он тогда ещё глупый был, а теперь он, наверно, всё понимает. Пропиши, чем они занимаются, наверно, ключи и болота пропружают… Соскучился, даже не могу хорошо написать вам письмо. Но мне вас жалко, что вы за мной жили, как  малый ребёнок. Но дорогая, милая Леночка, пойми, война. Но когда я к вам вернусь, тогда ещё будем лучше жить…»
            Но он не вернулся. Павел Факеевич погиб 23 июня 1944 года.
            Дедушка с мамой и братом в войну голодали. Весной лопатами перекапывали огород в поисках прошлогодней картошки, ели всякую траву. Даже колоски на скошенном поле не разрешали собирать, конные всадники стегали нагайками. Жили они у леса, а зимой мёрзли, потому что не разрешали лес рубить, только разрешали хворост собирать и пеньки корчевать. Дедушка чуть не умер от голода, но мама его спасла – отвезла в город в больницу. У него было малокровие.
            В войну и после неё было трудно всем. Но дедушкина мама Елена Семёновна смогла вырастить и выучить детей одна. Она выполнила наказ своего мужа, который писал с фронта: «Воспитай сыновей грамотными».





ГБОУ гимназия N622
Выборгского района
Санкт-Перебруга

Гусева Станислава
12 лет

Блокадный Ленинград


Жила страна спокойно, мирно,
Не зная горести и бед.
Но все закончилось внезапно,
Один лишь утренний рассвет
Принес печаль, несчастье, слезы
Едва ль не в каждую семью,
Настали огненные грозы,
И люди гибли, как в бою,
Так и вдали от мест сражений
Терпели голод, холод, смерть,
А также множество лишений,
Не просто все их перечесть.
Стоял наш город неприступно
Под градом бомб,без хлеба и тепла.
Сейчас поверить в это трудно.
Им сохранить его тогда не просто было,
Но беда сплотила всех:детей и взрослых,
Дорога жизни помогла.
Все будут помнить подвиг этот.
Пройдут года, пройдут века.
                     Не позабудет вся планета                         


        Иванцова Полина
ГБОУ гимназия 622
Выборгского района
Санкт-Петербурга
12 лет
                                                                                                                                        
           
Чтобы не было войны
         Я живу в мирное время: хожу в школу, занимаюсь флористикой и танцами, радуюсь приближению весны. Мне очень трудно представить, что может быть по-другому. Я, мои родители, бабушка и дедушка не видели войны. А вот моей прабабушке было девять лет, когда началась Великая отечественная война. Вместе с братьями и родителями она жила в деревне Яблоновка на Малой  Охте, на окраине Ленинграда. Сейчас недалеко от этого места находится станция метро «Ладожская». Дом стоял рядом с железной дорогой, которую постоянно бомбили немцы.  Вокруг дома был вырыт окоп, располагались зенитки. Бабушка успела закончить только первый класс. Начался голод. Отец ушел на фронт. Старший брат пошел работать на завод, чтобы получать взрослую рабочую норму хлеба. Ему было двенадцать лет. От голода у него опухали ноги.
         Все ценные вещи меняли на продукты, на лошадиный корм – «дуранду» и «меситку». Варили луковую и картофельную шелуху. Дети собирали лебеду и крапиву. Из них делали лепешки.
         Бабушка вместе со своей мамой носили в госпиталь молоко, потому что в деревне была одна корова на несколько семей. Сами молоко не пили, сдавали.  В госпитале бабушку подкармливали гречневой кашей. Она до сих пор вспоминает, как однажды повезла молоко одна и, перепутав трамвай, поехала в другую сторону. Испугавшись, она выпрыгнула на ходу. Бабушка упала, разбила коленки и разлила молоко. Ей было двенадцать, совсем как мне сейчас. А я не могу представить себя на её месте. В 1943 году бабушка опять пошла в школу, снова в первый класс. В школе было бомбоубежище. Дети спускались туда при артобстреле.
         К счастью, вся её семья выжила. Они пережили блокаду, отец вернулся с войны. День снятия блокады и День Победы – главные праздники в нашей семье. Мы всегда навещаем бабушку, приносим ей цветы. Она была ребенком, но помнит все ужасы военного времени.

         Я хочу жить в мире, чтобы никогда и нигде на планете не было войны!


РАЙОННЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
"И МЫ, ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ ВНУКИ"

Мегалинская Юлия, 9б класс "Великий и неповторимый!" 
                                                                        (рассказ)

       Михаил Васильевич Ломоносов... Все от мала до велика знают имя этого величайшего деятеля российской науки. Многогранность талантов учёного и сила личности помогли Ломоносову достичь высочайших вершин в каждой сфере деятельности, к которой он обращался в течение жизни. Мне кажется, что это достойно восхищения.
       Меня поражает невероятная энергетика, сила личности и креативность нашего великого соотечественника, жившего много лет назад, но очень близкого мне по духу и характеру, Михаила Васильевича Ломоносова. Некоторое время я пыталась искать кого-то, хотя бы в чём-то напоминающего великого гения, в своих современниках. Может быть, узок круг моего общения, может быть, далека я от народа, но подобный восхитительный размах мне не встречался.
       Восхищает многообразие талантов и областей приложения творческих сил этого человека и  высочайший уровень достижений в каждой отдельно-взятой области науки, к которой он обращался. Не зря ведь Пушкин назвал его «первым русским университетом». И не случайно имя Ломоносова досталось самому большому российскому Московскому университету. Кажется, что такому человеку легко даются эти работы, но мы-то знаем, что человек, который стал учёным, просто обязан делать открытия.
       Мне кажется, что сам путь Ломоносова к тому, чтобы стать учёным, был сложнее, трудозатратнее  и значительнее, чем его путь до каждого открытия в каждой отдельной науке. Ещё подростком он сумел совместить науку и ремесло, которым его заставлял заниматься отец. А потом,  преодолев страх и неизвестность, юноша отправился на завоевание мира знаний, науки и техники. Я не представляю, как он смог в таком раннем возрасте определиться со своими дальнейшими планами на будущее и самостоятельно, вопреки воле отца, принять ответственное жизненное решение, покинуть родной дом и идти пешком в Москву, в неизвестность. Как ему удалось, преодолевая насмешки богатых малолетних одноклассников, несмотря на голод и отсутствие денег, вживаться и вгрызаться в науку так, что она стала самим его существом?!  А ведь я до сих пор не могу определиться, куда меня тянет больше, в литературу или в точные науки, геометрию или информационные технологии… и уж точно не пойду пешком в Москву.
       Недавно мы читали на уроке стихотворение Ломоносова «Вечернее рассуждение о Божием величестве при случае великого северного сияния». Мне было интересно приобщиться к мыслям этого  непростого человека, прочувствовать его стихотворные образы. Михаил Васильевич сопоставляет себя звёздам, думает о том, что он значит для всего мира, представляет себе то, что творится на других планетах, предполагает, что все явления природы взаимосвязаны. Он говорит, что никто не может быть полностью уверен в своих суждениях, что никто из людей точно ничего не знают о происходящем в других мирах, планетах и системах. Однако он выдвигает такие серьёзные предположения, что невольно начинаешь задумываться о вечном…
        В честь Ломоносова в нашем городе установлено два памятника, много гимназий в разных городах России носят его имя, в Архангельске есть театр, названый именем этого великого учёного. А много ли мы сможем вспомнить городов, названных именами людей, не царского происхождения?! Да, Ломоносов, да, Пушкин, и эти имена – величайшая гордость России. А еще???
       Кажется, пришла пора вспомнить удивительные достижения Ломоносова в разных областях знаний.
       Он, несомненно, олицетворял собой наиболее прогрессивный и боевой дух науки своего времени. Оценка его работ знаменитым Эйлером, полагавшим, что «эти работы могут служить украшением любой академии», конечно, оправдана. В Марбургском университете Ломоносов заинтересовался главным образом физикой, а в физике - теорией строения вещества. Так появились «Закон о сохранении вещества и энергии», «Слово о происхождении света», ночезрительная труба и громовая машина. Им были написаны статьи и заметки по сложнейшим проблемам физики.
        Ломоносов – химик. Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие...», - говорил великий учёный. Ломоносов считал химию своей «главной профессией», причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач. Ломоносов был создателем многих химических производств, изобрел фарфоровую массу. Учёный занимался анализом руд, солей и других продуктов. Ломоносовым было написано много книг, помогающих раскрыть тайны и законы химии: «Элементы математической химии», «О слоях земных», «Рассуждение о причинах теплоты и холода», «Слово о пользе химии», «Слово о пользе стекла» и многие другие. И в мою жизнь имя Ломоносова пришло впервые как имя изобретателя ярких цветных стеклышек – смальты, из которых набирались поразившие меня в детстве мозаики Исаакиевского собора.
        Михаил Васильевич внёс огромный вклад в развитие русского языка и литературы. Он, как никто до него, почувствовал глубинные возможности, таящиеся в живом народном языке, его «природное изобилие, красоту и силу». Ломоносов освобождал русский язык от засилья иностранных и устаревших слов, раскрывал его богатство и развивал русский язык на народной основе. Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области теории языка - его учение о «трёх штилях» и теории поэзии – реформа стихосложения . Этими работами Ломоносов произвёл существенные изменения в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.
         В своей поэтической деятельности Ломоносов блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту. Ему удавалось сблизить литературную и разговорную речь и из поколения в поколение мы учим его строки о науках, которые «юношей питают» и «отраду старым подают», хотя лично мне ближе его: «Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне – дна…»
        Ломоносов умер из-за простуды, но если бы не болезнь, как Вы думаете, сколько открытий  сделал бы ещё этот необыкновенный человек? Одно простое перечисление научных вопросов, открытий в разных областях науки занимает целые сайты в интернете!!!
           Возможна ли такая неутомимая жажда деятельности, такое удивительное самопожертвование в наше время? А ведь пожертвовать, вероятно, пришлось многим. Что мы знаем о простой личной жизни Михайло Васильевича? Очень немного. На фоне бесконечных научных побед мелькает буквально пара строк: родился, женился, умер –вся личная жизнь. Кто готов на такое? И вот смотрю я вокруг и ищу: «Где же вы, Ломоносовы наших дней???»